КРИ упадочна и порочна

КРИ упадочна и порочнаЭто перефразированное название статьи Хантера Томпсона - возможно, даже карьерообра-зующей статьи. «Дерби в Кентукки упадочно и порочно» (The Kentucky Derby is Decadent and Depraved), опубликованное в 1970 в Scanlan's Monthly, считается, возможно, первым образцом гонзо-журналистики. Рассказывает оно о том, как автор посетил, собственно, Дерби в Кентукки - крупное спортивно-развлекательное мероприятие, проходящее в Луисвилле. На протяжении всего «отчета» - крайне экспериментального по тем временам - Томпсон с отвращением высмеивает все, что окружает Дерби, особенно перманентно пьяных посетителей и общую атмосферу неконтролируемого пьяного угара. В финале статьи Томпсон обнаруживает, что сам ничуть не лучше.

Если знать контекст, то становится ясно, что в случае с КРИ заголовок встает как влитой.

Игровая пресса регулярно пишет отчеты о КРИ. В первые годы - с воодушевлением. Потом пришла некоторая апатия и общее разочарование в отечественной игровой индустрии. Но про КРИ все равно пишут - потому что для нашей песочницы это действительно заметное событие.
Проблема в том, что почти все публикации на эту тему вводят читателей в заблуждение. Как-то неудобно писать, что КРИ напоминает, в первую очередь, всякие печально известные «конференции» писателей фантастов - ну, то есть, это такое «соберемся вместе и нажремся». А лекции, стенды, призы - вообще дело десятое.

Хороший показатель - это популярная во время КРИ фраза: «Что-то ты плохо выглядишь. Сходи на лекцию - поспи».

Не стоит думать обо всех плохо. Люди действительно ходят на лекции для того, чтобы их послушать. Я вот сходил на одну - ее вел Алексей Рыхлов из Creat Studios. Сходил бы на три, но Макс Янков читал «Краткий курс по написанию проектной документации» рано утром второго дня, я так рано был не в состоянии проснуться. А в первый день я был только проездом и никак не мог попасть на «Трудно быть плохим» Андрея Белкина.

С Лешей Рыхловым я поговорил за 15 минут до начала его лекции, узнал много интересных вещей - в частности о том, что у Creat уже порядка десяти выпущенных для PSN проектов. И это очень, очень круто, ребята. В аудитории (тема - «Пришел, увидел, упростил») было с полсотни людей. Это много. Удивило меня больше всего то, что среди них не было НИ ОДНОГО человека, с которым я был бы знаком лично. Я, конечно, достаточно асоциальный тип, но вообще в нашей индустрии знаю порядочно народу. А здесь вот прямо ни одного. Половина аудитории похожа на эльфийских принцев из Нескучного сада (или где там сейчас собираются толки-нисты?). То есть, на лекции, как выяснилось, в наше время ходят обычно начинающие разработчики. Остальным интереснее пойти и бухнуть. Во многом это связано с тем, что для них действительно эти лекции большой ценности не представляют. А также с тем, что для них смысл КРИ совсем в другом.

play.mob.org.ru


Традиционно, КРИ идет три дня. Раньше первый день был разминочным, посвященный всяким «круглым столам». Второй - главный, боевой, с презентациями и вечерней попойкой, обычно в рамках так называемой «КРИ Party», с умеренно-ограниченным доступом участников. Третий день - похмельный, с церемонией награждения.

КРИ 2010 была большим исключением из правил: основная часть «профессионалов индустрии» жестоко перепилась еще в первый день. Собственно, бухать многие закончили к шести утра. Раньше ад все-таки творился во второй день. Впрочем, на КРИ 2009 - которую я, признаюсь, пропустил -было тоже все несколько неортодоксально, там пили всю дорогу, потому что делать было больше совсем-совсем нечего. Я мегапопой-ку пропустил, чему рад безмерно. Я вообще побаиваюсь КРИ-пьянок. Там были как веселые истории, когда мы укатили инжерена Sony показывать Москву и в два часа ночи пели на Красной площади песни из «Южного парка». Были и страшные, когда я упился до такой степени и вел себя настолько плохо, что от жгучего чувства стыда меня до сих пор спасает только то, что я ничего из этого не помню. Но, к несчастью, помнят другие люди.

Последняя пара КРИ - очень странные. Они кризисные. Выставочная часть усохла почти раза в два. Показывать толком нечего и, главное, незачем. Понимаете, раньше участие в КРИ было, помимо всего прочего, важно целому ряду компаний (преимущественно издателям) с точки зрения «по-меряться пиписьками». А сейчас это деньги на ветер. «Новый диск», например, второй год подряд не участвует вообще. Потому что нафига козе баян. Участвует, правда, зомби-издатель «Бука» (о негритянских шаманах -в следующем номере «СИ») - хотя никто толком не понимает, почему. С точки зрения «померяться» также достаточно были важны «КРИ Awards» - награды в разных номинациях. Над ними, правда, всегда посмеивались - учитывая, что жюри всегда старалось раздавать призы по принципу «всем сестрам по серьгам».

Самое важное - показывать на КРИ особенно нечего. По коридорам ходила шутка «Ну как, все социалочки посмотрел?». Издатели что-то потихоньку издают. Западное. В оффлайновом сегменте не разрабатывается практически ничего.

Здесь стоит разъяснить пару моментов. Когда грянул кризис, многие игровые журналисты встретили его чуть ли не с радостью. Мол, проблемы проблемами, но он хоть оздоровит отечественную говноиндустрию, шлак больше покупать не будут, а только действительно хорошие проекты. Таких игровых журналистов было большинство. Они ради красного словца не жалели никого, за гонорары строчили текстики, параллельно обвиняя разработчиков в том, что они смеют пытаться зарабатывать деньги на своих проектах (на плохих, ужасных проектах!

Пусть разрабатывает только Electronic Arts!), и вообще в России ничего путного не делают (хотя есть железобетонные примеры обратного). Ну так вот, в стране все забросили традиционные оффлайновые игры. Все делают фермы. Идиотские доводы «сделайте хорошую игру и она станет успешной» далеко не всегда дружат с реальностью. Вам нравился «Анабиоз»? Он в заднице. Как, судя по всему, и его разработчик. «1С-Софклаб» просит денег у правительства. Просит немного, нормальные цифры называет - а вони-то поднялось. Зачем просит? Наверное,затем, что нельзя выгнать на улицу Медокса и его команду. Которая в теперешних условиях вряд ли отобьет потраченные на нее деньги.

А в убыток «1С» теперь почему-то работать не хочет.

По большому счету, кроме Postal III ничего особенного, отечественного оффлайнового не было. Ну, машинки авалоновские и новый «Коллапс» показывали. Реально серьезного онлайнового (не с точки зрения бизнеса) - ну только World of Tanks. Анонсировали King's Bounty Online, но в глаза ее никто не видел и говорить про нее рано. Что еще? «Джаггернаут»? Но он уже вышел, и не первый месяц крутится. И вообще это специфический проект, он не для читателей «Страны Игр», а для тех, кто любит «Легенду» и ее клоны. Всё. Пустыня. Смотреть не на что.

Там в чем же тогда смысл КРИ, кроме «собраться побухать»? Честно говоря, даже этого вполне достаточно. Как правильно сформулировал-процитировал по этому поводу, если не ошибаюсь, Андрей Белкин: «У нас с друзьями есть традиция: раз в год мы...» В «Космосе» единовременно собираются разработчики из разных городов бывшего Союза. Многие знают друг друга давно. Те, кто не знают - это хороший повод перезнакомиться. Что очень полезно. По этим же причинам КРИ - хорошее пространство для проведения самых разных деловых и околоделовых встреч. Порой даже эффективное.

Я вот в этом году ухитрился перезнакомиться с кучей отличныхлюдей и встретился со старыми и не очень знакомыми. Леша Савченко, опять же, в кои-то веки до Москвы добрался. Выставочно-конференционная часть же была ужасающе скучной. А «КРИ Party» - отрада любителей выпить нахаляву - оказалась не совсем бесплатной. И это, кстати, особый повод поругаться для тех, кто за нее реально заплатил - на алкомероприятии было попросту невозможно находиться, народ разбежался моментально. В итоге все «культурно отдыхали» по самостоятельной программе.

Наверное, основная проблема КРИ не в том, что она как-то не так организована. Просто отечественная индустрия такая, какая она есть. Даже сложно сказать, плохо это или хорошо. Но в любом случае, наверное, всем стоит достаточно четко представлять себе, что образ «лекции и стенды» является несколько ошибочным и не дает никакого реального представления о мероприятии.

Роман Власов: Первая КРИ, на которой мне довелось побывать, оказалась последней докризисной. Все три дня я исправно ходил на лекции. Стенды - а их тогда было много - удавалось посмотреть лишь в обеденный перерыв, а уж поиграть во что-нибудь или пообщаться с другими разработчиками и вовсе времени не хватало. Вместе со мной впервые на конференцию пришел мой друг. Он добрался до «Космоса» в середине дня в субботу, посидел на докладе своего начальника, а потом пошел искать, где наливают. Нашел. В следующий раз он появился только на церемонии награждения, причем к этому времени был знаком с половиной присутствующих в зале. Прошло два года, и... ничего не изменилось. Я - на лекции как на работу, друг - пить, общаться, знакомиться. И вот вопрос: кто же из нас «на деле»? Кто из нас «в первую очередь»?

Имен было мало. Больших имен. Уверен, что люди пришли бы и на Николая Дыбовского, и на Андрея Кузьмина, и на Бориса Баткина. Вон, Сергей Орловский, как всегда, собрал полный зал - человек двести было, в проходах стояли. Говорил о «социальности» как о культурном явлении, осмысливал происходящие в мире события с точки зрения индустрии. Не делился опытом, не рассказывал, как заработать денег (хотя и об этом тоже), не хвалился достижениями - нет, он искренне хотел, чтобы слушатели разобрались в происходящем, поняли, что «социальность» - это не кража друг у друга капусты, не свиньи пятого уровня, не «хомячки» с одноклеточным мозгом... «Социальность» - это одна из необходимых составляющих человеческого счастья, это возможность общаться и заниматься интересными вещами вместе с теми, с кем действительно интересно. Игры, которые мы сейчас называем социальными, потребность в «социальности» удовлетворяют лишь в малой степени, и по сравнению с тем, что ожидает нас в будущем, являются этаким первым компьютерным пинг-понгом, претендующим на роль Heavy Rain.

Черт его знает, зачем в конференции участвовала «Бука», но, скажем, «Акелла» дала мощный старт PR-компании «самой социальной игры» Postal III. Mail.ru тоже сложно заподозрить в излишней расточительности. КРИ для этой компании - грамотно спланированное и, я уверен, сполна окупающее себя мероприятие по набору кадров. В этот раз агитация велась не столь агрессивно и более тонко, чем год назад. Были лекции, на которых Дмитрий Девишев и Олег Шпильчевский мимоходом делились такой информацией об «Аллодах» - затраты, прибыли, магическая ARPU, - которую раньше не решился бы открыть ни один издатель, даже «1С» в лучшие свои годы. Были отдельные комнаты «для своих», проходил конкурс с бесплатным пивом и возможностью выиграть дорогие призы, велась артподготовка на DTF.ru. Я думаю, цель была достигнута.

Сергей Орловский назвал этот бизнес «красным океаном» и добавил, что рад был уйти из него в инновационный «синий океан» (чтобы узнать, откуда взялось сравнение с океанами, загляните на сайт http://www.blueoceanstrategy.com/). Собственно, Nival Network проводила свой набор кадров, и деньгам Mail.ru могла противопоставить только романтику творчества (что ни говори, но Prime World с точки зрения заложенных в ней идей выглядит гораздо интереснее, чем все начинания могучего конкурента, но окупится ли она - это большой вопрос). Для меня этот заочный конфликт стал символом КРИ 2010. СИ

Дата размещения: 8 января 2018
Это интересно:
Выскажи своё мнение: