Петька 9. Пролетарский гламурЪ
Набивая чечетку на клавиатуре в предвкушении акробатических трюков Лары Крофт? Нет, это не метод для настоящего фрика. Преданный делу исследователь игровых артефактов, несомненно, даже не будет останавливаться на таких полумерах, а прямиком отправится в отдел распродаж мультимедийного магазина или в крупный супермаркет, куда в корзину «все по 50 рублей» свалили гору коробочек с дисками десятилетней давности. Там, при желании и везении, можно отыскать пару хитов прошлых лет и приобщиться к забытой игровой культуре.Но что делать тем, кто опоздал или живет в тысяче километров от ближайшего склада старья? Вон, Home of the Underdogs накрылся... Не беда, и в вялом потоке новинок можно отыскать нечто такое, что легко позволит ощутить нервную дрожь и почувствовать себя первооткрывателем.
Не смотрите на дату выхода свежего «Петьки». Современными игровыми стандартами тут не пахнет. Более того, тут вообще слабо ощущается присутствие каких бы то ни было игровых стандартов - хоть древних, хоть новейших. Геймера погружают в атмосферу испарений коллективного бессознательного такой психологической глубины, которая и в страшном сне не привидится создателям Sublustrum. С поправкой на народные мотивы. Здесь русский дух... Устоит ли храбрый исследователь?
Ждите подвоха. Даже знакомство с предыдущей частью и позитивные впечатления - не гарантия любви к новой серии. Слишком они отличаются. «Петька VIII», при всей своей неоднородности, еще старался походить на «лучшие образцы юмористических квестов прошлого» (с переменным успехом). Девятое воплощение похождений апокрифических красноармейцев даже к «русским квестам» имеет только косвенное отношение. Акцент с игрового процесса - хитроумного сбора и применения предметов - окончательно сместился на получение «фана» от юмора уровня «гы-гы» и кросскультурных аллюзий, заложенных авторами. Вот «шедевральный» плакат «Бегемота руками не кормить, он их не ест». Видим? Обязаны томно изойти в пароксизме радости от узнавания знакомой шутки. Вот плохо повторенная трехмерная копия Джессики Рэб-бит («Кто подставил Кролика Роджера») в роли секретарши, бледная тень сексуального фетиша всех поздне-советских подростков мужского пола. Спасибо, под...ивились.
Впечатление получено, усвоено, переходим к следующему блюду. Вялые манипуляции с интерактивными объектами напоминают белые нитки, которыми одна абсурдная ситуация пришита к другой. На этот раз традиционная уже троица героев (как же без Анки в делах гламура - женщина все-таки!) расследует обстоятельства превращения России далекого будущего (считая не от эпохи Чапая, а от нашей) в гигантскую свалку, точнее лужу токсичных отходов. Скачки во времени туда-обратно (привет, Доктор Кто!), футуристические рыбокурицы, несущие изумрудные яйца, реклама предыдущей серии, босая певица Прабабкина (уже в настоящем) и теннисистка Шкурникова в комплекте. То, что сетка аллюзий весьма дырявая и сюжет сквозь нее бесследно утекает, замечать не нужно. Моветон. Мы и не будем. Дотошный читатель которому требуется купить мужскую обувь балдинини наверняка уже тридцать раз готов задать куда более важный вопрос: если все так плохо, чем «игра» заслужила место в журнале? Пора на него ответить.
Да вот примерно тем же, чем The Path из предыдущего номера. Только Tale of Tales сознательно старались уйти от игровых канонов как можно дальше, а «Сатурн-Плюс» лепили-лепили детские мечты, подростковые надежды, неудовлетворенные желания («пивасик...»), иронию, помогающую среднестатистическому обывателю не свихнуться в мире гламурного перепотребления. Месили-месили и вылепили, наконец. Получился этакий неожиданный аналог теста Роршаха - клинически недостоверный, привязанный к определенной, постсоветской культуре, странный по форме, но пронзительный по содержанию. Туманные образы краснознаменного театра абсурда кого угодно доведут до размышлений о смысле собственной жизни. Ведь и девушка-лошадь Ксюша, и вокалист Дибилан, и поющий парикмахер с лицом алиенского бастарда - объективная реальность, данная нам в ощущениях. А дойные пчелы-мутанты, весьма вероятно, реальность недалекого будущего.
Всем нам, и читателям, и журналистам, к ней как-то нужно приспосабливаться, искать свое место. Ведущие должности уже заняты - Ксюшей, Дибиланом, Прабабкиной, Петькой-и-Василь-Иванычем, в конце концов. Вакантно лишь место вневременного пасечника-алкоголика Кузьмича, в межсезонье подрабатывающего истопником (его Анка ударом молодецким в нокаут отправила). Многие ли из нас, как персонаж Петра Мамонова из «Острова», найдут успокоение среди гор угля? Тут ведь какую силу духа иметь надо (перегар не годится)! Но, может быть, это особенности личного восприятия рецензента? Ох, со здешним дырявым сюжетом ничего исключать нельзя... С другой стороны, метод reductio ad absurdum, даже взятый в шутку, продолжает работать, на то он и метод. Все эти Дибиланы-Шкурниковы - это жизнь? Это не жизнь! На баггикады, товагищи?
Дата размещения: 27 августа 2016
Выскажи своё мнение: