Resident Evil 5
Первый герой боевикаДаже в самом начале игроку нечего и мечтать о такой роскоши, как вжиться в роль Криса Рэдфилда, подготовиться, потренироваться, всплакнуть по Джил Вэлентайн, пройтись по улицам африканских городков... Вернее, пройтись как раз позволяют - сразу после вступительного ролика, причем прогулка занимает не больше двадцати секунд. Затем Крис берет пистолет, быстренько осматривает место проведения богомерзких ритуалов и, глядя на обезглавленный труп животного, демонстрирует работу мысли: «Это обезглавленный труп животного. Но зачем он здесь?» В классических зомби-фильмах встреча с первым живым мертвецом растягивается и на десять, и на пятнадцать минут, но в Resident Evil 5 ни главный герой, ни его напарница Шева даже не удивятся. Крис бесстрастно отрапортует по спутниковой связи: «Местные жители настроены враждебно». И тут же геймерам, еще не освоившим (или не вспомнившим нужные клавиши, в случае с ветеранами RE 4) управление, устроят боевое крещение. Те, кто проходил демоверсию, наверняка не забыли этот отрывок: откуда ни возьмись, появляются штук тридцать зомби и босс-палач с топором в полтора человеческих роста. Здравствуй, Крис! Добро пожаловать в боевик!
Создатели Resident Evil 5, вне сомнений, старались не напугать, а впечатлить поэтому также выпустили интересные моды для игр. Единственный сколько-нибудь страшный босс -самый первый, с которым встречаешься, еще не понимая, что к чему. Ползучая и проворная черная тварь вызывает одновременно страх и отвращение. Но чем дальше, тем веселее: героев ждут зомби на мотоциклах, гигантское подводное чудовище, путешествие по заброшенному храму, весьма продолжительная погоня за главным злодеем и бредовая финальная битва в жерле вулкана (не шутка, и правда в жерле действующего вулкана) с человеком, похожим на жидкого терминатора. Пытаться логически объяснить происходящее - занятие бессмысленное, ибо по всем законам ни один самолет еще в кратер не падал, а из станкового пулемета невозможно промахнуться с десяти метров. Зато сколько красочных сцен! Сделав ставку на зрелищность, разработчики из кожи вон лезут: видеоролики поставлены оригинально и зрелищно, а умопомрачительные драки и перестрелки заставляют вспомнит схватку Вампа с Райденом из последнего опуса режиссера Кодзимы. Как и в Resident Evil 4, в пятой части вас время от времени просят прямо по ходу ролика нажимать определенные кнопки и их комбинации, что создает ощущение непосредственного участия в действе. Неудивительно, что при таком раскладе сами испытания становятся интереснее сюжетных перипетий. Тем более, что завязка беззастенчиво шаблонна: злые ученые изобрели новый вирус, и коварный гад хочет заразить человечество, чтобы тем самым его «спасти». Затасканность сюжета осознает даже Крис Рэдфилд, который между делом спрашивает злодея - мол, ты зачем свои идеи из комиксов надергал?
Наука управления
Уже упоминавшееся сходство Resident Evil 5 с предыдущим выпуском бросается в глаза сразу же: стрельба, бег, повороты, прицеливание, удары ножом - все сделано под копирку. Да, графика в разрешении 720p выглядит свежо и современно, модели персонажей проработаны до вен на мускулах, частота кадров стабильно высокая, а зомби, несмотря на старую анимацию, смоделированы под железо нового поколения. Но даже «тест на живучесть» остался тем же: если лазерный прицел пистолета проходит сквозь противника, значит, злыдень уже не опасен и вот-вот испустит дух. Впрочем, совсем уже без поправок и свежих штрихов не обошлось. Например, копание в инвентаре не ставит игру на паузу, а оружие можно развесить на цифровые «стрелочки». В некоторых местах героям позволяют прятаться за укрытия, но эта обновка притянута в игру за уши и толком используется лишь в самом финале кампании. Вместе со старым управлением остались старые недочеты, и самый назойливый из них - бочки с бонусами. Чтобы добраться до их содержимого, нужно: подойти (раз), достать нож (два), посмотреть на бочку (три), разбить ее ножом (четыре) и поднять приз с пола (пять). Это чудовищно, другого слова нет. Пять действий там, где одного более чем достаточно! И ведь таких бочек на пути Криса и Шевы - не одна сотня.
За столь консервативный подход RE 5 можно ругать... а можно и не ругать. Управление не менялось последние четыре года - очень солидный срок по меркам игровой индустрии. Успело воцариться новое поколение консолей, вышел не один десяток хитов, и вопрос -актуально ли сегодня управление в Resident Evil 5? - наверняка станет предметом жарких споров. Мы считаем, что актуально. Оно старо и странно, но сделано настолько грамотно, тщательно и удачно, что ему прощаешь и возраст, и другие грешки. Если убрать возможность стрельбы на ходу из любого другого шутера, он превратится в нечто совершенно неудобоваримое. Но в Resident Evil 5 особенная схема управления - основа геймплея и поэтому себя оправдывает, хотя от более удобного инвентаря и бонусов, которые собираются автоматически, вряд ли бы кто-нибудь отказался.
Если с другом буду я
Огромную роль в пятом выпуске играет муль-типлеер (мог ли я представить лет семь назад, что когда-нибудь напишу такое предложение?). Крис Рэдфилд всю сюжетную кампанию проходит вдвоем с помощницей - африканской красавицей Шевой Аломар. Хотя серьезной обузой она не станет, толку от нее все же немного: поведение Шевы (а управляет ею AI) можно задать лишь в самых общих чертах. Какое оружие вы ей дадите, таким она и воспользуется. Быстро выясняется, что красться, экономить патроны, стрелять только в голову, вставать за станковые пулеметы - все это дело мужское. Девушка охотно и вовремя придет на помощь Крису, соберет бесхозные обоймы и медикаменты - как по требованию напарника, так и самостоятельно, но с боеприпасами обращается попросту расточительно. Не худший вариант - оставить Шеву с пистолетом и нагрузить аптечками. С одной стороны, она не потратит драгоценные патроны для другого оружия, а с другой - всегда спасет Криса от неминуемой гибели.
Ясное дело, такой бестолковый бот в одиночной кампании никому особо не нужен. Функция Шевы в другом. Любую - подчеркиваю, любую главу Resident Evil 5 можно проходить одному или вдвоем с приятелем. Поддерживается и игра через Интернет, и split-screen: нажимаешь Start на втором контроллере, экран тут же делится пополам (горизонтально), и приключения становятся не в пример веселее. Если у вас есть хороший товарищ - не раздумывайте, зовите его в гости. Вместе исследовать закоулки Resident Evil 5 гораздо интереснее, чем в одиночку. И последнее замечание для протокола: соревновательный мультиплеер отсутствует в любом виде, что и логично - при таком управлении, движке и геймплее ни о каком «дефматче» речи идти не может.
Второе дыхание
Завершив сюжетную кампанию (а это займет около десяти часов реального времени), вы смело можете сказать себе: общение с Resident Evil 5 только началось. Победа в «сингле» на среднем уровне сложности позволяет играть за напарницу, становятся доступны альтернативные костюмы - полосатый пиджак для Криса и «золотой купальник» для Шевы. К слову, похожим образом обстояли дела в римейке RE 4 для PS2 и Wii: пройдя основные миссии за Леона, игрок получал доступ к уровням для его соперницы и помощницы в одном лице, Ады.
Никуда не исчезли рейтинги: если с первого раза вы прошли какую-нибудь секцию на «удовлетворительно», попробуйте переиграть только ее и получить более высокую оценку. Статистические данные RE 5 копит с неменьшим рвением, чем предшественница: легко узнать, сколько часов вы за ней провели, сколько зомби перебили, каким оружие пользовались, велик ли процент хедшотов из дробовика и даже сколько раз вас съел монстр по прозвищу «буй кичва». В разделе Leaderboards предлагается сравнить свои успехи с достижениями других игроков. Наконец, в разделе Library собрана информация для домашнего чтения о мире Resident Evil. Крису Рэдфилду, например, посвящено двадцать семь страниц текста, Шеве - тридцать шесть. Здесь же можно пересмотреть открытые заставки (всего в RE 5 их пятьдесят три) и повертеть перед экраном собранные фигурки героев.
И самый интересный бонус: режим The Mercenaries, который пришел из RE 3 и который, по заверениям создателей, в пятую часть добавлять не собирались, в ней все же обнаружился. Доступ к «Наемникам» открывается после того, как вы закончите сюжетную кампанию. Бой здесь идет за очки: герои Resident Evil 5 должны за пару минут уложить побольше зомби и набрать как можно более продолжительное комбо. Получается своеобразная «игра в игре»: в The Mercenaries свои правила, свой геймплей, свои уровни, свои достижения и другой список персонажей (внимание - единственный шанс поиграть за Джилл Валентайн в RE5!).
Также у режима своя сетевая доска лидеров, и перепроходить задания позволено до бесконечности - ведь максимальное количество очков не ограничено, по большому счету, ничем. Но самое интересное - это парная игра в The Mercenaries, через split-screen или по Сети. В этом случае герои могут вставать спиной к спине и всячески помогать друг другу, отчего набор доступных тактик расширяется где-то в тысячу раз. И, разумеется, для co-op предусмотрен собственный рейтинг лидеров. Наверное, лучший дополнительный режим и придумать невозможно. Даже если одиночная кампания когда-нибудь надоест, каждый матч в «Наемниках» всегда будет отличаться от других.
Рассвет живых мертвецов
Долгую жизнь RE 5 обеспечивает еще и интересное решение с инвентарем. Дело в том, что добытые героями оружие и предметы универсальны для всех прохождений. Предположим, вы закончили сюжетную кампанию, собрали и проапгрейдили десяток видов оружия. После финальной заставки они остаются в инвентаре и если вы захотите еще раз переиграть вторую часть третьей главы на высокой сложности, нажитое - в вашем распоряжении. Это решение авторов совершенно оправданно. Благодаря отлаженному, до блеска отполированному, сто раз проверенному геймплею расстреливать зомби в Resident Evil 5 интересно и в четвертый, и в пятый раз.
Поиски всех бонусов, охота за трофеями или ачивментами займут вас не на один десяток часов. И даже после этого можно сколько угодно жарить зомби в режиме The Mercenaries в погоне за рекордами, новыми уровнями и персонажами. Кстати, и дополнительные локации, и героев в The Mercenaries открыть очень непросто - гораздо сложнее, чем пройти «сингл». Автор этих строк с первой попытки набрал в первом уровне The Mercenaries около пяти тысяч очков, в то время как мировой рекорд на момент сдачи материала в печать (второй день продаж игры в Японии) составляет сто одиннадцать тысяч очков. И есть все основания полагать, что через неделю после европейского и американского релиза это достижение будет улучшено как минимум в полтора-два раза.
И не только потому, что в Старом и Новом свете наловчились играть в шутеры. Уверен, японцы тоже поднажмут - такова уж Resident Evil 5. Иногда она кажется архаичной, иногда странной, иногда глуповатой, но невозможно не согласиться, что основы геймплея, заложенные еще в Resident Evil4, по-прежнему выше всех похвал. Есть в ней какое-то непостижимое очарование, необъяснимый японский вирус качества и зрелищности. Десять часов одиночной кампании - лишь разминка перед настоящими приключениями, двухминутные сессии в The Mercenaries растягиваются на часы. Сколько ни критикуй Resident Evil 5, от простой истины не уйдешь: игра получилась правильная, задорная, с огоньком. За что и любим.
Дата размещения: 15 августа 2016
Выскажи своё мнение: