ArmA 2
ArmA 2 удивительным образом похожа на Operation Flashpoint. И дело не в том, что разработчик один и тот же. Bohemia Interactive удалось, и это главное, снова воссоздать ту атмосферу реальной войны, которой славилась Operation Flashpoint. Перед нами бескомпромиссно суровая и реалистичная игра, где ошибки не прощают.И все бы прекрасно, но, увы, разработчики тщательно сохранили чуть ли не все баги и глюки оригинала, добавив неудобное управление, подчас заставляющее рыдать. Когда на ArmA 2 смотришь из-за плеча товарища, в нее безумно хочется вот прямо сразу сесть и играть. Но, видит бог, не каждому хватит силы воли принять здешние правила и смириться со всеми недоработками.
Известно, что суровые военные симу-ляторы изначально не предназначены для широкой аудитории, а делаются для настоящих, что называется, полковников, готовых не играть даже, а работать. Человек неискушенный наблюдает за манипуляциями профессионала, который легко выделывает лихие виражи в «Ил-2: Штурмовик», и у него от эдакой красоты загораются глаза, хочется тут же самому сесть за штурвал и проделать такие же трюки.
Но почти сразу приходит разочарование: неожиданно выясняется, что только обычный взлет удается совершить лишь с двадцатой попытки, о мягкой посадке вообще можно забыть, самолет постоянно норовит упасть, плюс необходимо следить за десятком параметров и правильно проделывать сотни манипуляций: вовремя выпуская закрылки, шасси и бог знает что еще. Тот самый взятый для примера «обычный» игрок проводит в безуспешных попытках поднять самолет в воздух минут десять, обалдевает от такого «геймплея» и садится за ту же Ace Combat, где красиво летать может даже человек буквально вчера взявший в руки джойстик.
Так вот, примерно и вышло с Operation Flashpoint. У чехов получился очень жесткий симулятор военных действий, который, впрочем, обрел своих поклонников,что неудивительно. С одной стороны, любителей серьезных игр совсем немало, с другой - Operation Flashpoint все-таки была не так сложна, как та же «Ил-2».
Как ни крути, одно дело - управлять самолетом времен Второй мировой, а другое бегать по полям да лесам в образе пехотинца армии США. Простой вояка хотя бы не разбивается об землю и не теряет высоту. Но разработчики сделали не просто захватывающий симулятор военных действий, они еще умудрились создать атмосферу назревающего ядерного конфликта между крупнейшими державами - Советским Союзом и Америкой.
После успешного старта Bohemia Interactive разошлись с издателем. Чехи отправились самостоятельно собирать ArmA: Armed Assault, а Codemasters все еще корпят над Operation Flashpoint: Dragon Rising. К сожалению, вышедшая в 2007 году ArmA: Armed Assault не оправдала ожидания игроков, как результат - низкие продажи. И вот спустя два года студия, что называется, возвращается с триумфом.
Возвращение
В это, вероятно, сложно поверить, но ArmA 2 позволяет вспомнить, каково это - жить в обстановке постоянно нагнетаемой напряженности, зная, что любой неосторожный шаг может стать началом глобального конфликта.
Сценарий написан в лучших традициях Bohemia Interactive, но, учитывая нынешнюю международную обстановку, история, предложенная разработчиками, вовсе не кажется такой уж фантастичной. Итак, на территории вымышленного постсоветского государства Чернарусь кипит самая настоящая гражданская война.
Постоянные стычки между силами коммунистического движения «Красная звезда» (они же ЧДКЗ) и войсками Чернорусских Сил Обороны (ЧСО), заставляют вмешаться в конфликт войска НАТО. На помощь прозападным ЧСО сперва отправляют небольшой военный контингент, а когда дело запахло жареным, перебрасывают в район конфликта уже внушительную армейскую группировку.
И вроде бы все шло, как и задумывали американские генералы,но ситуация резко накалилась, когда на Красной Площади (той, что в Москве) случился теракт. РФ обвиняет террористов из ЧСО, обещает защитить своих граждан в России и Черноруссии, после чего выдвигает войска для наведения порядка в неспокойном регионе.
Чем все это закончится - узнаете в самом конце. Непосредственно играть предлагается за командира специального разведывательного отряда США «Лезвие» Мэта Купера. Сей чернокожий господин мотается со своим отрядом по немаленькой такой Черноруссии и занимается привычным, в общем, делом: разыскивает отряды боевиков, незаконные склады с оружием, участвует в «зачистках».
Впрочем, на этот раз история получилась с вариантами. Разработчики постоянно ставят нас перед выбором, мало того, концовок предусмотрено несколько. Простой пример: буквально в самом начале, когда неожиданно гибнет командир отряда, начальство предлагает Куперу либо заменить павшего товарища, либо отправиться домой, чтобы прийти в себя после пережитой трагедии.
Еще один эпизод: в деревне обнаружен тайный склад оружия, принадлежащего ЧСО, - можно доложить начальству о находке и всех арестовать или же пойти навстречу жителям, сохранить дело в секрете, а за это сельчане подкинут важную информацию. Каждый, условно говоря, уровень, состоит из нескольких миссий: отыскать лагеря боевиков, арестовать офицера высокого ранга, устранить торговца оружием. В каком порядке выполнять задания - решать вам.
Чернарусь получилась просто огромной, а нужные пункты, как правило, отмечены на карте весьма приблизительно. Мол, ориентируйтесь на месте, расспрашивайте жителей - ищите. Перед тем как браться за ArmA 2, стоит заранее приготовиться к тому, что бегать по полям и лесам в поисках чего-нибудь придется не просто много, а очень много. Здесь вполне нормальна ситуация, когда минут десять пробираешься к очередной высоте только для того, чтобы убедиться, что боевиков там нет, а, значит, придется шагать в другое место.
Впрочем, как и в жизни, топать пару десятков километров на своих двоих никто заставляет. Во-первых, всегда можно разжиться каким-нибудь транспортом. На базе есть «Хаммеры», в деревнях стоят машины, угонять которые совсем несложно. Во-вторых, в любой момент можно вызвать транспортный вертолет. Он не только подбросит, куда скажешь, но и вывезет из пекла, если враги прижали.
Горячие деньки
Разумеется, любая прогулка рано или поздно закончится боем. Причем, как вы поняли, в нашем случае стычки, мягко говоря, отличаются от какой-нибудь Gears of War или даже Battlefield 2. В ArmA 2 любая, даже небольшая перестрелка - это настоящее испытание нервов. Начать хотя бы с того, что гибнешь тут от пары попаданий.
Хорошо если пуля угодит в ногу или в плечо, тогда медик наложит повязку и можно вести огонь дальше. А вот если кусочек свинца пробьет голову или грудь, то тут уж все, конец игры. При этом на тот свет могут отправить совершенно неожиданно. Если проявить неосторожность, то враг быстро заметит ваш гордый торс и нашпигует его свинцом.
Так что жизненно необходимо передвигаться пригнувшись, а заслышав свист пуль над ухом, тотчас ничком падать на землю и перекатываться за ближайшее укрытие. И проделывать такую «зарядку» приходится постоянно. Попробуйте-ка надолго обосноваться у елки и оттуда и палить по противнику - вас довольно быстро подстрелят, а заодно и нечастное дерево пострадает.
Здесь приходится битых полчаса передвигаться по-пластунски, чтобы в итоге дать одну меткую очередь, а затем перекатами уйти в ближайшую канаву, лишь бы не словить ответную пулю или гранату. Благодаря таким вот суровым правилам, конечно, в полной мере проникаешься атмосферой боя, но выдержать подобное способен не каждый.
А ведь еще и умнейшие враги портят жизнь. Они не только стреляют метко, но и вообще обучены разным хитростям. Любят открывать огонь на звук, а заметив вашу тень, скорее всего, не преминут кинуть гранату. AI противника даже, скажем так, проявляет, интуицию, когда пытается предугадать ваше дальнейшее движение и палит с упреждением.
В подобных условиях нечего и думать воевать в одиночку. Поиграть в Рэмбо получается редко, а попытка с криком «Ура!» влететь во вражеские ряды почти мгновенно заканчивается смертью героя. Так что приходится почти сразу учиться разумно управлять своими бойцами.
Не забывать назначать, перед атакой как можно выгодней расставлять солдат, чтобы они брали противника в кольцо. Идеальный вариант, разумеется, постоянно указывать каждому бойцу его цель, чтобы снайпер стрелял в гранатометчика, пулеметчик накрывал огнем вражеский бункер и так далее. На деле же так, конечно, не получается.
Виной тому -перегруженный интерфейс: в бесконечных вкладках с приказами сам черт ногу сломит, а в пылу боя вообще не до них. Радует хотя бы то, что обязанности командира всегда можно возложить на плечи компьютера: разработчики позволили в любой момент начать действовать от лица всякого своего бойца, так что выбирайте роль по душе.
Сломалось - почини
На самом деле, рассказывать о реалистичности ArmA 2 можно часами, но куда лучше попробовать все на своей шкуре и уже самому решить по душе ли вам такие военные будни. Ведь не стоит забывать, что игра, увы, не идеальна. Вместе с огромным миром, отменной графикой, суровой реалистичностью создатели дарят и миллион самых разных багов да глюков.
Неприятно об этом говорить, но зашкаливающее количество ошибок в творениях Bohemia Interactive - уже своего рода ее фирменный почерк. В первую версию играть без валидола вообще было невозможно.
Важные сюжетные персонажи умирали в самом начале миссии, враги застревали в деревьях, подчиненные не слушались приказов, скрипты работали криво, так что обещанного подкрепления можно было ждать вечно. Потом, как водится, вышел патч, но и после него недочетов осталось предостаточно.
Классический пример - пилот вертолета, который подчас сходит с ума и сажает свою винтокрылую машину аккурат на верхушки деревьев, успешно отправляя на тот свет всю команду. Так что исправлять разработчикам еще есть что.
ArmA 2 очень сложно полюбить, да и многие геймеры, столкнувшись с беспрецедентным реализмом и многочисленными огрехами, скорее всего, в ужасе удалят игру с жесткого диска и забудут как страшный сон. Чтобы получать удовольствие от ArmA 2 нужно заранее смириться с неудобным интерфейсом, сложными боями, постоянным напряжением.
Эта вещь так роскошно выглядит в постановочных роликах, но на деле готовьтесь к тому, что придется долгими часами мотаться по каким-то лесам и болотам, не сделав не единого выстрела, трястись от каждой автоматной очереди и все время валяться в грязи, прячась от вражеского танка. ArmA 2 на совесть моделирует настоящую войну, а вот хотите ли вы принимать в ней участие - решать только вам.
Дата размещения: 15 января 2014
Выскажи своё мнение: