Essen 2009
Для начала короткая предыстория. Эссен - городок провинциальный, маленький,его вполне можно пройти из конца в конец всего-то за пару часов. В Германии он издавна славится шахтами, не то угольными, не то еще какими-то, а насто-лочникам всего мира известен благодаря выставочному центру Messe Essen, в котором и проводится это замечательное мероприятие с коротким, но емким названием Spiel.Теперь о масштабах действа. На площади, отданной под экспозицию, могло бы с легкостью уместиться больше десятка таких выставок, как недавний «Игромир». И это не преувеличение -чтобы обойти павильоны Messe Essen, до отказа забитые играми, заставленные стендами крупных и не очень издателей, требуется уйма времени. Несмотря на кризис, народу в залах много, а, судя по тому, что разговаривают гости на разных языках, большинство из них - не местные жители. Кстати, радует, что в нынешнем году было очень много русских - значит, дело наше не только живет, но и развивается.
Всегда на подобных выставках выделяются фавориты: самые ожидаемые и наиболее раскрученные разработки. И Spiel не исключение. После первого дня я составил списочек наиболее ярких и популярных проектов, и оказалось, что Dominion от Rio Grande Games вне конкуренции по обоим признакам.
С нее и начнем. Прежде чем браться за эту статью, просмотрел свой отчет о прошлогодней поездке в Эссен, тогда-то как раз и состоялась премьера «Доминиона». Вот что я писал о ней: «В первый день было куплено несколько игр, среди них нечто непонятное под названием Dominion». Мог ли я знать, что уже на следующей церемонии вручения премии Spiel des Jahres это «нечто» станет золотым призером?
За прошедший год «Доминион» успела обзавестись полноценным дополнением под названием Intrigue. А на выставке состоялся релиз многообещающего аддона Seaside (в игру добавлено три сотни новых карт, а кроме того действие эффектов наконец-то ограничено временем). Геймеры жаловалась на скоротечность и чрезмерную абстрактность двух первых редакций, что ж, создатели пошли навстечу пожеланиям публики и добавили в прежний сеттинг еще и пиратский антураж. Аддоны удались на славу, с одной стороны, это все тот же Dominon, с другой - дополнения открывают широчайший простор для стратегического планирования.
На стенде Rio Grande было еще много интересного, например, новинка под названием Factory Manager от создателя знаменитой Power Grid - Фридмана Фриза. И если прежде нам предлагали испытать себя в роли топ-менеджера огромной энергетической компании, то новая разработка этого автора посвящена, так сказать, малому бизнесу.
Игрок получает здание фабрики и стартовый капитал. Чтобы не стать аутсайдером, каждый ход приходится модернизировать и увеличивать производство: покупать станки, силовые установки, расширять складские помещения, да еще следить за тем, чтобы на все агрегаты хватало рабочих рук. Я успел сыграть две партии и могу сказать - Factory Manager удалась на славу. Отличное качество компонентов, складно написанные и хорошо структурированные правила (почему-то в нынешнем году это редкость), механика в меру абстрактная, но достаточно изящная...
Нельзя не отметить еще две новинки, выставленные на стенде все той же Rio Grande. Во-первых, Havana, коротко говоря, облегченный вариант Cuba. Если проводить аналогию, то ближе всего Puerto Rico и San Juan - «Пуэрто-Рико» была полноценной экономической стратегией, а «Сан-Хуан» оказалась быстрой карточной казуалкой со схожим антуражем. Вторая приметная игра, Shipyard, посвящена строительству кораблей. Красивое оформление, обилие фишек и жетонов, занятные правила. К сожалению, выставка большая, а времени мало, потому толком посмотреть ее не вышло.
На стенде Z-Man Games сам великий Уве Розенберг презентовал первое дополнение к «Агриколе» - Agricola: Farmers of the Moor, аддон, вводящий в игру необходимых в крестьянском хозяйстве лошадей да несколько профессий. Мало того, теперь семью нужно не только кормить, но и обогревать, т.е. отапливать дом дровами. Вполне адекватное дополнение для любителей серии. Следующая новинка Уве At the Gates of Loyang, продолжает «огородническую» тему Agricola и завершает трилогию. Выглядит этот монстрик посредственно: мини-поля, на которых растет мини-рис... Видимо, дизайнеры старались все сделать миниатюрным, поскольку компонентов в коробке ну очень много, и окажись они покрупнее -никакого бы стола не хватило. Если честно, за последнее время все эти сады, грядки, да бесконечные заботы о хлебе насущном изрядно надоели. Мало того, опробовавшие Loyang в один голос говорят, что новинка недотягивает до предыдущих игр серии, и я склонен с ними согласиться.
К счастью, помимо произведений мэтра Болла Z-Man привезла еще один хит под названием Dungeon Lords. Это игра о жизни подземного владыки, который отбивается от «проросшего» на поверхности добра. Пресловутое добро непременно хочет уничтожить властелина тьмы и вообще считает его опасным элементом, не заслуживающим снисхождения. Завязка кажется знакомой? Правильно! Это Dungeon Keeper на столе. Первое, что бросается в глаза, - это стилистика. Все в игре пропитано иронией, рисованные гоблины смахивают на собратьев из Overlord, оттуда же, кстати, родом и придурковатые герои. Книга правил полна шуток, хотя целых 26 страниц - это по нынешним меркам многовато для приличной игры. Впрочем, в следующих номерах мы поподробнее расскажем о Dungeon Lords и вынесем окончательный вердикт.
Следующая остановка - стенд польской компании Portal, теперь издающей Neuroshima Hex! и дополнение к ней Neuroshima Hex! -Duel, релиз которого состоялся на выставке. Первая Neuroshima разработана польским геймдизайнером Михалем Орацем. Это тактическая игра с оригинальной механикой. События разворачиваются в будущем, как всегда беспросветном. За выживание борются четыре фракции, остаться должна только одна.
В новом дополнении появляются еще два сообщества, дуэльное поле боя, дополнительные правила и карточки. Примечателен аддон прежде всего тем, что для игры иметь базовую версию вовсе не обязательно. Купите маленькое недорогое дополнение, а там уж решите, стоит раскошеливаться на коробку с оригиналом или нет. Ну а для любителей сериала - это вообще долгожданный подарок. Вторая игра Portal - Stronghold, по-моему, была самой покупаемой после Dominion. Объемистая коробка с шикарным игровым полем и отличными компонентами выглядела очень привлекательно.
Наверное, поэтому на каждой презентации Stronghold был аншлаг, и толпа заворожено слушала автора, рассказывавшего о своем детище. Stronghold посвящена защите сравнительно неприступной твердыни от полчищ супостатов, так и норовящих захватить да сжечь родную хату, простите, крепость. Как вы наверняка догадались, сделана она по мотивам компьютерной игры.
Суть вот в чем: одному участнику надо стоять насмерть и не пущать врага. Для этого надлежит укреплять стены, расставлять чаны с кипящим маслом и даже периодически мобилизовать мирных стариков, женщин и детей. А другому, чтобы одержать верх, придется сломить оборону доблестного противника, ворваться в крепость и надругаться над памятником здешнему владыке. Stronghold определенно заслуживает внимания, надеюсь в ближайшее время мы расскажем и о ней.
Однако пора бы и честь знать - выставка огромна, и объять необъятное мы, к сожалению, не можем, но не расстраивайтесь: будем считать эту статью первой частью отчета. Продолжим в следующих номерах, не прощаемся и to be continued...
Дата размещения: 23 июня 2013
Выскажи своё мнение: