Jade Empire
Не каждый разработчик найдет в себе силы отказаться от известного бренда и переключиться на новый материал (читай: сойти с проторенной дорожки и отправиться покорять неизвестность).Но BioWare сделала это дважды: сначала - распрощавшись с культовым сериалом Baldur's Gate, затем - передав в руки малоизвестной студии Obsidian Entertainment овеянную славой Knights of the Old Republic. Ныне на пьедестал почета канадцы хотят возвести Jade Empire. Заслуженно ли?
Сказки нашего городка
Давным-давно страшная засуха едва не погубила великую Империю. Люди гибли тысячами, но небеса были глухи к их мольбам. И тогда Император пошел на отчаянный шаг: снарядив огромную армию и заручившись поддержкой непобедимого воина по имени Рука Смерти, он отправился в святилище Водяного Дракона, чтобы лично потребовать помощи у равнодушного божества.
Чем закончилась встреча Императора с Драконом - неизвестно. Но засуха миновала, а вместе с тем в государство вернулись покой и процветание. И лишь очень немногие задумались - а какую цену заплатил правитель за спасение своего народа?
Годы спустя, в деревеньке, расположенной у самых границ Империи, престарелый мастер Ли рассказывает своему лучшему ученику, что тому уготовано особое будущее: восстановить нарушенное равновесие и тем самым спасти мир от страшной катастрофы.
Сценарий Jade Empire (далее JE) -это гремучая смесь из китайской (скорее даже общеазиатской) мифологии, киношных штампов и фантазии умельцев BioWare. Смесь, как ни странно, весьма удачная: все ее элементы хорошо сочетаются между собой, и следить за развитием событий действительно интересно - сюжет то и дело совершает резкие повороты, да и состав действующих лиц постоянно пополняется самыми колоритными фигурами.
Последние временами умудряются затмить даже персонажей KOTOR, что, поверьте, не так-то просто. Бывший наемный убийца, пытающийся искупить прошлые грехи, маленькая девочка, в чье тело вселился свирепый Страж, повар-неудачник, затюканный сварливой женой, - вот далеко не полный список тех, кто вызовется помогать главному герою во время путешествия.
А ведь есть еще бесчисленные NPC, среди которых тоже хватает ярких, запоминающихся личностей. Они интригуют, переживают, строят планы на будущее - одним словом, живут своей собственной жизнью, и отнюдь не жаждут, чтобы в нее вмешивался ваш протагонист. Однако все меняется, как только на их пути встречаются действительно БОЛЬШИЕ проблемы!
Чужая беда - наш доход
Как и положено в любой хорошей RPG, основной сюжетной линии сопутствует огромное количество побочных - по сути, заданий, которые, во-первых, помогают значительно быстрее набрать необходимый для дальнейшего развития опыт, а во-вторых, способствуют получению кучи полезных сведений об окружающем мире, его истории и его проблемах.
Задания могут быть самыми разными, причем не только по сложности выполнения или количеству полагающихся в случае успеха премиальных, но и по эмоциональному настрою: трагедия нередко соседствует с полнейшим балаганом. Можно отправиться на поиски потенциального спутника жизни для предводительницы местной криминальной группировки, уговорить не в меру грустного огра вернуться к работодателю, или помочь престарелой даме отвоевать незаконно отнятое у нее чайное заведение. А можно принять участие в судьбе двух сирот, десятилетия назад погибших при наводнении, чьи души никак не могут найти покой в потустороннем мире. Неизменно одно - практически всегда перед вами будет стоять выбор, как поступить, и от выбора этого зависит очень многое.
Где найдёш, где потеряеш
Путь Открытой Ладони или путь Сжатого Кулака: любое принятое решение - шаг по одному из них. Первый станет дорогой для тех, кто предпочитает жить в согласии с окружающими; второй предназначен для искателей истинного могущества. Строго говоря, уши KOTOR (как, впрочем, и других проектов BioWare) видны невооруженным глазом, но в данном случае самоповтор простителен, да и выглядит вполне уместно.
Отдав предпочтение тому или иному пути, будьте готовы, что этот выбор придется по душе не всем. Кто-то из ваших спутников не оценит проявлений доброты, кого-то покоробит излишняя жестокость - потеря доверия неизбежна в любом случае. Впрочем, быть самым «человечным человеком» все же оказывается предпочтительнее - сторонники крутых мер в вашей команде заметно уступают числом поборникам добра и справедливости.
Вдобавок за мирное разрешение конфликтов очки опыта начисляются не в пример щедрее. Это вовсе не означает, что сражений в JE мало, - наоборот, драться придется часто, и чем ближе к финалу, тем более ожесточенными становятся схватки. А потому уметь постоять за себя - не менее важно, чем искать компромиссы с товарищами по оружию.
Звон мечей
Боевая система JE - субъективно, одна из лучших на сегодняшний день. Разработчики использовали весь свой немалый опыт, накопленный за годы общения с жанром RPG, и практически превзошли самих себя, умудрившись сделать так, чтобы свою порцию удовольствия получили и новички, и опытные профессионалы.
Закладывать основу для будущих побед предстоит уже при выборе типа персонажа (коих всего четыре -strong, fast, balanced и magic) и распределении немногочисленных ability points между тремя основными показателями: body (здоровье и сила), spirit (магические способности) и mind (ловкость и скорость). Финальный аккорд - выбор боевых стилей, которые также делятся на несколько категорий. Самая большая из них - martial styles, представляет собой различные виды рукопашной борьбы.
Эти стили - основа вашего боевого искусства; большую часть времени вам предстоит пользоваться именно ими, в то время как оружие (weapon styles) и магия (magic styles) станут хорошим подспорьем в самых трудных сражениях. Полагаться на какой-то один суперприем здесь попросту глупо: каждый стиль находит свое применение, а противники попадаются очень разные: на одних не действует магия, другие не восприимчивы к ударам кулаков, шкура третьих надежно защищает от любого холодного оружия.
Поэтому, чтобы достичь желаемого результата, различные стили приходится постоянно комбинировать. Немалая роль отведена так называемому Ки (Chi) - местному аналогу магической энергии. Ки используется для всех заклинаний, с его помощью можно восстанавливать здоровье и задействовать Power-приемы, которые заметно сильнее обычных. Неразумное использование энергии Ки может даже привести к безвременной кончине героя, хотя по-настоящему сложных потасовок в JE очень мало - в этом еще одно сходство с KOTOR, там авторы также щадили игроков.
Не обошлось и без персонажей-союзников. Единовременно можно задействовать только одного (всего же их встретится около десятка), выбрав предварительно, насколько активным будет его участие в бою. Откровенно говоря, практической помощи от большинства виртуальных напарников немного - гибнут они на удивление быстро, а оживить их нельзя, пока схватка не закончится.
Поэтому самое мудрое решение - отправлять соратников в тыл, задействовав режим Support. В таком случае польза от них становится куда более ощутимой: например, красавица Dawn Star умеет восстанавливать Ки, а страж Chai Ka всегда поправит вашему подопечному пошатнувшееся было здоровье. И то и другое может очень пригодиться - ведь канонических лечебных предметов здесь не существует в принципе.
Путешествие на легке
Со знакомым каждому поклоннику RPG бездонным Inventory создатели JE расправились самым радикальным образом - его просто нет. Привычной массе предметов экипировки, артефактов, склянок и прочего барахла нашли экономичную замену: техники (techniques) и драгоценные камни (gems). И то, и другое можно найти у торговцев, но техники приобретаются однажды и на веки вечные, камни же взаимозаменяемы; кстати, одновременно можно экипировать только ограниченное их количество.
Так же бесцеремонно обошлись и с оружием. Таскать при себе целый арсенал более не разрешается - моветон. Коли хотите стать настоящим спасителем Империи, определитесь раз и навсегда, что вам больше нравится, - меч или боевой посох. А сделав выбор, будьте готовы, что передумать уже не получится.
Художественная съёмка
Управление в JE выверено до мелочей, и освоить его можно за считанные минуты - притом, что используется каждая из десяти кнопок контроллера плюс обе аналоговых рукояти и цифровая крестовина.
Зато камера неожиданно подвела. Пока персонаж бодрой спортивной рысцой бегает по очередному населенному пункту в поисках собеседника, дела обстоят более-менее нормально. Но стоит начаться сражению - и камера, совершив дикий кульбит, либо врезается в затылок кого-нибудь из участников драки, либо начинает упрямо показывать окрестные заросли. Конечно, ее положение можно подкорректировать, но в пылу схватки, когда со всех сторон на вас сыплется град ударов, это не так-то и просто сделать.
Дурной характер камеры порой может испортить впечатление и от внешнего великолепия JE - в конце концов, кому понравится, когда под нос суют какую-то размытую текстуру?! А между тем JE очень красива.
В свое время KOTOR довольно сильно ругали за не самую передовую графику - ругали, чего греха таить, совершенно справедливо. После этого сотрудники BioWare, очевидно, взялись за ум, и в результате сотворили одну из самых привлекательных игр для Xbox. Модели персонажей, природа, магия - все это выглядит невероятно детализованным, а благодаря замечательной работе художников игра просто оживает на глазах, грозя в какой-то момент вырваться из недр телевизора в реальный мир.
Жаль, что музыка таких сильных эмоций не вызывает - она неплоха, но совершенно обыденна; создается впечатление, что ей просто забыли уделить достаточно внимания. Зато не подвели актеры, чьими голосами говорят персонажи, - не в последнюю очередь их усилиями встречи со многими обитателями Империи из банальных диалогов «ни о чем» превращаются в настоящее событие.
Вот и сказке конец
В Jade Empire нужно влюбляться с первого взгляда. Чтобы, дойдя до конца один раз, возвращаться к этой игре снова и снова. Чтобы еще раз увидеть ее чудаковатых жителей, и сделать шаг в загадочный мир духов и демонов. Именно Jade Empire, как ни одна другая RPG, может заставить вас почувствовать себя частью настоящей легенды, в которой смешались быль и сказка.
Дата размещения: 8 марта 2013
Выскажи своё мнение: