Игра, большая как жизнь

Сразу скажу - конечно, и на солнце есть пятна. Турецкие разработчики игры все-таки не все сделали, что собирались, и это заметно. Некоторые игровые механизмы фактически не работают. Так, например, непонятно, на что влияют очки чести, зачем нужны леди в замках, которые дают всего два квеста - явно тут была заложена какая-то еще интересная линия, но, видать, так и сгинула по дороге.
Будем надеяться, эти недоработки когда-нибудь исправят. Хотя есть вещи и более неприятные. Так, из-за того, что враги во время сражения не удирают с поля боя в ужасе от наших подвигов, частенько погоня за одним всадником может отнять кучу времени... Ну да ладно. Как говорится, чтобы творение осталось в вечности, оно должно быть незаконченным.

Кстати, меня, прожженного стратега, именно это от игры отпугнуло сперва - все знакомые взахлеб рассказывали о новой шедевральной механике боя. Надо отдать ей должное, она и вправду способна долго поддерживать интерес к игре, а те или иные виды оружия действительно требуют разных навыков от геймера, а не добавляют +1 к ловкости и +3 к силе. И в игре от «приставки к мыши» очень многое зависит - скажем, чтобы стать хорошим конным лучником, придется долго тренироваться.
Зато потом можно выходить одному на сотню, а то и две вражин и истреблять их, не получая ни единой царапины - «одним махом семерых убива-хом». А сколько еще вариантов попроще: двуручное оружие, меч+щит, рыцарь с копьем на коне или тот же рыцарь с мечом - всему можно и нужно учиться, и делать это очень интересно! Хотя, по чести сказать, я думаю, что это все-таки не главное.
Главное - что у нас как-то давно не было игр с таким разнообразием возможностей. В Mount & Blade жизненный путь человека может проходить по самым разным маршрутам. Среди моих знакомых (геймеров) есть профессиональный боец на аренах и турнирах, долгонько подвизавшийся на этом поприще, есть самый настоящий барон-разбойник, владелец замка на торговом пути, воюющий со целым светом.

Строго говоря, нечто подобное мы уже наблюдали, хоть и не часто. Конечно, на ум в первую очередь приходит Fallout 2. Там тоже можно было пройти игру огромным количеством способов и совершенно разными людьми, и закончить, с удивлением глядя на свои перки вскрывателя могил и сексуального гиганта - боже, а это я когда? Ах, да... Нехорошо вышло... Там подробный эффект достигался поистине титаническими трудами разработчиков - столько было сделано квестов, сюжетных линий, ответвлений. Да еще и очень качественно!
Здесь мы имеем совсем другие приемы. Mount & Blade была создана как саморегулирующаяся система, основанная на довольно простых принципах. Принцип отношений - в любой деревне, с любым лордом или королевством у вас есть какие-то отношения. Сделал кому-то доброе дело - тебя будут любить и уважать, и потом в ответ получишь тоже что-то хорошее. Может быть. Когда-нибудь. Разграбил деревеньку?

А теперь добавьте в этот суп немного здорового прагматизма: если хотите что-то значить в этом мире - вам нужна могучая дружина, а она требует немаленьких денег для содержания, да еще и хочет хорошо питаться... Хотя это тоже не закон - однажды я совершил поход, разгромив государство кергитов (прям что твой Македонский) и большую часть кампании не кормил свою огромную армию и денег ей не платил. Солдаты шли за мной от замка к замку и от города к городу просто из-за великой славы, которую мы добывали в том походе, и были готовы не есть и не получать жалованья. Славные денечки!
Так вот - с этой системой отношений что мы имеем в итоге? Как ни странно, ту самую игру про добро и зло, над которой бьется Питер Молине. В Mount & Blade очень-очень трудно быть всадником в белых доспехах. И денег все время нет, и половину противных квестов выполнять не будешь... Кто без страха и упрека - тот всегда не при деньгах!
Однако на темной стороне Силы тоже не сладко. Для начала можно и вовсе получить «всевластие по силам» - стать мелким разбойником и никогда не подняться выше. А вот могучий коварный злодей способен вызвать ненависть всей страны - и игра просто затравит его, как итальянские кондотьеры затравили Цезаря Борджиа в овраге.

Любопытно, кстати, что и друзья-соперники в игре бывают разные - одни ценят благие поступки, другим больше по нраву темные делишки. Так что следите за тем, чье седло скрипит рядом с вашим. Это особенно важно, когда вы поднимаете мятеж против своего короля. Что? Я? Да что вы! Я, конечно, нет! Я ведь был рыцарем на белом коне и в таких черных делах, как мятежи и предательства, не числился и не участвовал...
Откуда знаю? Ну, может, слышал случайно! Краем уха. Так вот, во время мятежа на других лордов аргументы действуют в соответствии с их характером - негодяя легче убедить прагматическими доводами, и неплохо для каждого из таких завести досье. Более того - поганцам не хочется участвовать в мятеже вместе с приличными людьми и наоборот. Ну, мне так рассказывали. Сам-то я - ни-ни!
Конечно, система бы не работала без одной маленькой детали - интерактивности мира. Потому что этот мир «дышит» (в отличие даже от вселенной Fallout - только не бейте меня!). Лорды воюют друг с другом, осаждают крепости, королевства начинают войну и заключают мир, разбойники и враги грабят традиционные «корованы».

Вот потому-то я теперь хожу и всем советую: «Сыграйте в Mount & Blade». Здесь будет тяжело придерживаться выбранной роли, вскоре из вас полезет ваша собственная натура. И можно будет, оглянувшись назад после долгого рыцарского романа, узнать о себе немало интересного, хотя и не всегда приятного.
Многие разработчики, создав «продукт не для всех», начинают говорить об играх как об искусстве. И, конечно, принимают при этом позу декаденствующего эстета. Знаете, что я вам скажу, господа?
Два с половиной турка сотворили шедевр, игру, позволяющую на самого себя посмотреть и кое-что про себя понять - а ведь это нечасто бывает. Игру с дешевой графикой и смешным бюджетом. А вам, господа, должно быть стыдно! Идите, работайте! Лишь от того, что игра понятна не всем, она не становится искусством.
Дата размещения: 5 октября 2014
Выскажи своё мнение: