Разнообразие против баланса

В первой редакции настольных «Подземелий и драконов», положившей начало всему многообразию жанра, игрок мог стать воином, священником или магом. Также на выбор предлагалось четыре расы - человек, эльф, гном и полурослик. Для партии размером в четыре человека двенадцати вариантов было более чем достаточно. Однако для виртуального мира, населенного тысячами игроков, этого мало.
Помимо Dungeons&Dragons, существует еще одна настольная ролевая система, оказавшая большое влияние на современные компьютерные RPG. Эта система называется GURPS. Герой в ней описывается рядом показателей, способностей и навыков, которые можно прокачивать в любых сочетаниях и пропорциях, хватило бы очков опыта. Среди MMORPG наиболее известный пример применения подобной системы - EvE Online. Количество навыков, доступных в этой игре, очень велико, что создает просто бесконечный набор итоговых вариантов. И многие из них оказываются жизнеспособными.
Любое разнообразие всегда усложняет задачу балансировки. Это приводит к тому, что среди всего ассортимента билдов два-три варианта оказываются лучшими для выполнения той или иной задачи. Во многих MMOPRG все возможные билды персонажей функционально делятся на три основных типа - держащие удар танки, damaged, наносящие огромное количество урона противнику, и supports, увеличивающие боеспособность отряда. Практически всегда имеется лучший билд для каждой из этих ролей.

В MMORPG с открытым PvP проблема баланса стоит особенно остро. Для них даже незначительный перекос в балансе классов сильно сказывается на предпочтениях игроков. Например, в первых хрониках Lineage 2 доминирующим классом был Dark Avenger. Сервера были просто переполнены героями этого класса. Во вторых хрониках Dark Avenger ослабили, а самыми сильными классами стали dagger user.
Люди массово рероллились в них. С новым дополнением безоговорочно лучшими в PvP оказались боевые маги, и вчерашние «кинжальщики» по всем серверам спешили качать себе их. Игроков не останавливало даже то, что процесс прокачки персонажа в Lineage 2 - занятие весьма и весьма трудоёмкое. Людьми двигало безоговорочное желание «рулить», «быть наверху». Тем временем по серверам носилось огромное количество совершенно одинаковых персонажей.

Это приводит к тому, что практически каждый серьезный игрок вынужден качать твинка-гно-ма для поддержания собственного благосостояния. В то же время, редкий игрок выбирает Warsmith'а или Bounty Hunter в качестве своего основного персонажа. Похожая проблема наблюдается в Ragnarok Online.
С одной стороны, геймер не виноват в том, что в игре существует слишком сильный класс. С другой, разработчик не может оставить без внимания явный дисбаланс в системе. Геймера можно понять. Ведь он потратил много времени, чтобы раскачать сильного персонажа, который, по не зависящим от него причинам, стал на порядок слабее.
Но идеального баланса не будет никогда, а значит в каждом новом add-on^ разработчики будут уменьшать боеспособность какого-нибудь класса. Потому, чтобы с выходом каждого дополнения не качать себе нового персонажа, лучше играть не тем, кто сильнее, а тем, кем действительно нравится.
Дата размещения: 5 октября 2014
Выскажи своё мнение: